Сущенко Виалетта Романовна
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 10 «Хуторок», г. Пятигорск, Ставропольский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сущенко В.Р. Особенности организации работы по формированию элементарных математических представлений в разновозрастной группе ДОУ // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 07.04.2025).
Заказ № 2481871
В рамках работы старшей разновозрастной группы детского сада особое внимание уделяется принципам и стратегиям педагогического процесса, направленным на достижение целей современного дошкольного образования, в частности − освоение детьми государственных стандартов знаний и умений.
Педагогам предстоит преодолеть ряд специфических вызовов: необходимо глубоко знать программы для всех возрастов, уметь адаптировать обучение к индивидуальным особенностям каждого ребенка в контексте его развития, а также эффективно распределять внимание и ресурсы между детьми разного возраста.
Одним из ключевых преимуществ работы с разновозрастными группами является возможность обогащения опыта через межвозрастное взаимодействие: младшие наблюдают за старшими, что способствует формированию более глубоких и «опережающих» знаний.
В центре внимания педагогической науки стоят две основные задачи − разработка оптимальных методов планирования дошкольного образования и поиск наиболее эффективных подходов к обучению в разновозрастной среде, что требует от специалистов высокого уровня методической подготовки.
Исследователи (В.Н. Аванесова, А.Н. Давидчук, Е.Г. Батурина и др.) подчеркивают значимость личностных качеств педагога в организации воспитательного процесса в таких группах: умение одновременно работать с детьми разного возраста становится центральным навыком для успешной работы.
Существуют методические рекомендации, предлагающие следующие модели занятий:
Однако, несмотря на достигнутые успехи в организации учебного процесса в разновозрастных группах, остаются нерешенные проблемы, требующие от педагогов глубокого понимания специфики данной работы и постоянного совершенствования методик.
В математике применяется дифференцированный подход: учитываются возрастные особенности детей, их текущий уровень математических знаний и умений для формирования индивидуальных задач в каждой микро-группе (3-6 человек). Это способствует созданию благоприятной среды для коллективного общения и снижает психологическое давление на детей.
Развитие математических представлений осуществляется с использованием универсальных методов, но адаптированных под возможности каждой возрастной группы: от формирования понимания чисел до 5 для четырехлеток до освоения системы натурального ряда чисел шестилетними.
В малокомплектном детском саду оптимальным решением может стать сочетание занятий как с отдельными подгруппами, так и со всеми детьми одновременно − важно найти баланс между этими форматами для максимальной эффективности образовательного процесса.
В разновозрастной группе дошкольного учреждения целесообразность планирования учебно-воспитательного процесса заключается в следующем:
индивидуальный подход к обучению:
Планирование как центральный аспект.
Планирование становится ключевым элементом организации работы, поскольку требует сочетания дидактических принципов со спецификой разновозрастной группы. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и их уровень развития для корректировки учебных задач.
Структура планирования:
При разработке перспективного плана по математике педагог должен:
Особенности первых занятий:
В начале адаптации к разновозрастной группе:
Организация пространства:
Важное значение имеет правильное размещение мебели:
Приспособления к тихой игре:
Со временем дети привыкают к более спокойному режиму занятий, что позволяет педагогу самостоятельно справляться с управлением группой без дополнительной помощи.
Эффективное планирование и организация пространства в разновозрастных группах способствуют созданию благоприятного образовательного микроклимата, обеспечивающего успешное развитие математических представлений у каждого ребенка. воспитателя