Особенности организации работы по формированию элементарных математических представлений в разновозрастной группе ДОУ

Сущенко Виалетта Романовна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 10 «Хуторок», г. Пятигорск, Ставропольский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сущенко В.Р. Особенности организации работы по формированию элементарных математических представлений в разновозрастной группе ДОУ // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 07.04.2025).

Заказ № 2481871


  

В рамках работы старшей разновозрастной группы детского сада особое внимание уделяется принципам и стратегиям педагогического процесса, направленным на достижение целей современного дошкольного образования, в частности − освоение детьми государственных стандартов знаний и умений.

Педагогам предстоит преодолеть ряд специфических вызовов: необходимо глубоко знать программы для всех возрастов, уметь адаптировать обучение к индивидуальным особенностям каждого ребенка в контексте его развития, а также эффективно распределять внимание и ресурсы между детьми разного возраста.

Одним из ключевых преимуществ работы с разновозрастными группами является возможность обогащения опыта через межвозрастное взаимодействие: младшие наблюдают за старшими, что способствует формированию более глубоких и «опережающих» знаний.

В центре внимания педагогической науки стоят две основные задачи − разработка оптимальных методов планирования дошкольного образования и поиск наиболее эффективных подходов к обучению в разновозрастной среде, что требует от специалистов высокого уровня методической подготовки.

Исследователи (В.Н. Аванесова, А.Н. Давидчук, Е.Г. Батурина и др.) подчеркивают значимость личностных качеств педагога в организации воспитательного процесса в таких группах: умение одновременно работать с детьми разного возраста становится центральным навыком для успешной работы.

Существуют методические рекомендации, предлагающие следующие модели занятий:

  • одновременное начало всех подгрупп и последовательное завершение (через 15 минут − младшие, через 20 − средние);
  • последовательный старт занятия с одной подгруппы каждые 5-7 минут.

Однако, несмотря на достигнутые успехи в организации учебного процесса в разновозрастных группах, остаются нерешенные проблемы, требующие от педагогов глубокого понимания специфики данной работы и постоянного совершенствования методик.

В математике применяется дифференцированный подход: учитываются возрастные особенности детей, их текущий уровень математических знаний и умений для формирования индивидуальных задач в каждой микро-группе (3-6 человек). Это способствует созданию благоприятной среды для коллективного общения и снижает психологическое давление на детей.

Развитие математических представлений осуществляется с использованием универсальных методов, но адаптированных под возможности каждой возрастной группы: от формирования понимания чисел до 5 для четырехлеток до освоения системы натурального ряда чисел шестилетними.

В малокомплектном детском саду оптимальным решением может стать сочетание занятий как с отдельными подгруппами, так и со всеми детьми одновременно − важно найти баланс между этими форматами для максимальной эффективности образовательного процесса.

В разновозрастной группе дошкольного учреждения целесообразность планирования учебно-воспитательного процесса заключается в следующем:

индивидуальный подход к обучению:

  • Новые программные задачи рекомендуется решать с каждой возрастной подгруппой отдельно, что позволяет учитывать индивидуальные особенности и уровень знаний детей.
  • Фронтальная работа используется для закрепления изученного материала и совершенствования умений в рамках всего коллектива.

Планирование как центральный аспект.

Планирование становится ключевым элементом организации работы, поскольку требует сочетания дидактических принципов со спецификой разновозрастной группы. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и их уровень развития для корректировки учебных задач.

Структура планирования:

При разработке перспективного плана по математике педагог должен:

  • строго следовать программному материалу;
  • обеспечивать последовательное сообщение нового содержания, его повторение и закрепление;
  • включать элементы самостоятельной деятельности детей в различных видах работы.

Особенности первых занятий:

В начале адаптации к разновозрастной группе:

  • Рекомендуется привлекать помощника или методиста для поддержки педагога;
  • Использование настольно-печатных игр, строительного материала и других развивающих игрушек помогает детям адаптироваться к новому формату занятий.

Организация пространства:

Важное значение имеет правильное размещение мебели:

  • игровой уголок отделяется ширмой с комнатными растениями для создания спокойной атмосферы;
  • разделение зон помогает снизить отвлекающие факторы и сосредоточить внимание детей на учебном процессе.

Приспособления к тихой игре:

Со временем дети привыкают к более спокойному режиму занятий, что позволяет педагогу самостоятельно справляться с управлением группой без дополнительной помощи.

Эффективное планирование и организация пространства в разновозрастных группах способствуют созданию благоприятного образовательного микроклимата, обеспечивающего успешное развитие математических представлений у каждого ребенка. воспитателя